Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности

Анатолий В. Карпов, Александр А. Карпов, Лариса Ю. Субботина


Аннотация


Рассмотрены некоторые ключевые проблемы методологического и методического характера, сформулированные в современном метакогнитивизме, но остающиеся не решенными в нем. В целях их преодоления сформулирован и развит новый методологический подход к исследованию метакогнитивных детерминант организации и регуляции деятельности - принцип деятельностно-опосредствованного исследования метакогнитивных процессов и качеств личности.

На основе данного подхода разработан комплекс новых исследовательских методик, направленных на раскрытие особенностей и закономерностей метакогнитивной регуляции деятельности: методика «деятельностного зондирования», методика «стилевой дифференциации», методика «рефлексивного расслоения» и методика «факторных декомпозиций». Посредством комплекса этих методик открываются новые - достаточно конструктивные возможности для получения экологически валидных данных о специфике метакогнитивной регуляции деятельности.

Представлены также и результаты конкретных исследований, выполненных на основе этих методик. Показано, что их применение, действительно, приводит к экспликации целого ряда новых, не описанных до настоящего времени особенностей и закономерностей метакогнитивной регуляции деятельности. В частности, выявлены и проинтерпретированы генеративно-порождающие эффекты синергетического типа, возникающие в результате синтезирования ключевых метакогнитивных процессов и факторов. Так, показано, что между двумя основными типами метапроцессов - метакогнитивными и метарегулятивными – в структуре деятельности устанавливаются отношения именно взаимно фасилитирующего, т. е. синергетического характера. В результате этого существенно расширяется общий когнитивно-регулятивный потенциал субъекта. Данный вывод содействует также обоснованию развиваемого авторами ресурсного подхода к интерпретации факторов метакогнитивного плана. На основе всей совокупности представленных результатов определены общие направления и конкретные пути решения одной из наиболее важных задач современного метакогнитивизма - задачи преодоления его внедеятельностного характера и, соответственно, - его синтеза с психологической теорией деятельности.


Ключевые слова


метакогнитивизм; метакогнитивные процессы; метакогнитивные качества; деятельностное опосредствование; деятельностное зондирование; рефлексия; метакогнитивный мониторинг; факторное исследование; экологическая валидность; метакогнитивные феномены

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 1. – С. 29–46.

Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: В 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2006. – 448 с.

Карпов А. В. Психология деятельности. В 5 т. – М.: Изд-во РАО, 2015.

Карпов А. В. Психология сознания. Метасистемный подход. – М.: Изд-во РАО, 2011. – 1070 с.

Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. – М.: Изд-во РАО, 2013. – 510 с.

Карпов А. В., Карпов А. А., Маркова Е. В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. – М.: Изд-во РАО, 2016.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005. – 325 с.

Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 478 с.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979. – 504 с.

Ментальная репрезентация. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. – 320 с.

Найссер У. Познание и реальность. – М.: Прогресс, 1981. – 230 с.

Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Барс, 1997. – 391 с.

Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

Borkowski J. G., Carr M., Rellinger E., Pressley M. Self-regulated cognition: Interdependence of metacognition, attributions, and self-esteem // Dimensions of Thinking and Cognitive Instruction / B. F. Jones, L. Idol (Eds.). – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1990. – pp. 31–43.

Brown A. L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms // Metacognition, motivation, and understanding / F. E. Weinert, R. H. Kluwe (Eds.). – Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. – pp. 65–116.

Kolb S. K. Metacognition Metaphors. – N. Y., 1995. – 185 p.

Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed. by V. Yzerbyt et al. – SAGE Publications, 2002. – 253 p.

Metacognition: Core Readings / T. O. Nelson (Ed.). – Boston: Allen and Bacon, 1992. – 520 р.

Metacognition: Knowing about Knowing / J. Metcalfe, A. P. Shimamura (Eds.). – Cambridge, MA: MIT Press, 1994. – 323 р.

Minding Mind / R. J. Bogdan (Ed.). – London: MIT Press, 2000. – 215 p.

Nelson T. O., Narens L. A new technique for investigating the feeling of knowing // Acta Psychologica. – 1980. – 46. – pp. 69–90.

Nelson T. O., Narens L. Metamemory: a theoretical framework and new findings // Bower G. The Psychology of Learning and Motivation. – New York: Academic Press, 1990. – V. 26. – pp. 125–141.

Perfect T. J., Schwartz B. L. Applied Metacognition. – Cambridge: Cambridge University Press, 2002. – 220 p.

Perkins R., Salomon B. Metacognition and Control Strategies Revised // Social Psychology Journal. – 1987. – V. 3. – pp. 13–18.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.10

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх