Особенности технологий реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса

Ирина А. Рудакова, Татьяна В. Мирошниченко


Аннотация


Разработка технологий реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса осуществлена на основании: 1) выяснения роли смысловых переживаний, участвующих в процессах накопления смыслов, их сравнения и порождения новых смыслов, обусловленных прежде всего потребностями обучающихся в понимании других людей и себя; персонализации и персонификации, личностных способов их реализации – в образах, смысловых конструктах и диспозициях, а также в направленности; 2) уточнения роли эмоционально-эмпатийных, образных и рефлексивных переживаний, обеспечивающих смысловое согласование смысловых позиций участников диалога при формировании совместного отношения к учебной деятельности; их координации при формировании межличностных отношений в момент «входа» в учебную деятельность, а также трансформации смысловых структур в межгрупповом взаимодействии при выполнении совместно-творческой деятельности через феномены «отраженной субъектности» – образ Другого, образ значимого Другого, персонифицированный образ значимого Другого.

В соответствии с особенностями функционирования эмоционально-эмпатийных, образных и рефлексивных переживаний обучающихся выделены и описаны обобщенные технологии, сгруппированные в три блока, характеризующие направления психологической, психолого-педагогической и педагогической поддержки обучающихся в учебном процессе. В каждом блоке представлены по три направления технологий более частного порядка. Среди них: снижение негативных переживаний, восстановление «недостающих» переживаний, формирование позитивных переживаний (психологический блок технологий); персонифицированное обучение, технологии командообразования, рефлексивные технологии (психолого-педагогический блок); технологии, направленные на решение вопросов контакности, сотворчества, сотрудничества в совместно-творческой деятельности (педагогический блок).

Разработанные технологии реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса, во-первых, позволят «развернуть» обучающегося в сторону Другого, а во-вторых, обеспечат педагогу «мягкое» управление в учебном процессе.

Ключевые слова


уровни; компоненты диалога-переживания; смысловые переживания; эмоционально-эмпатийные переживания; образные переживания; рефлексивные переживания; отраженная субъектность; обобщенные технологии; частные технологии

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 256 с.

Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.

Барсукова С. А. Присутствие как психологический феномен, проявляющийся в отношениях «человек-мир» // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во СибАК, 2010. – № 2. – Часть I. – С. 32–35.

Бочкарёва С. В. Специфика и возможности эмпатического познания: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. – Курган, 2011. – 24 c.

Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дисс. … д. психол. наук. – М., 2007. – 48 с.

Гребенкин А. Психологические аспекты актерского мастерства // URL: http://theater111.ru/science18.php

Ермишкина Е. Н. Педагогическое взаимодействие как совместно-распределенная деятельность // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 65–69.

Зеленов Е. В. Педагогические условия становления ценностно-смысловых ориентаций старшеклассников в процессе художественно-эстетической деятельности: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 24 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. издание. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

Нестеренко И. Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2009. – 23 с.

Осадченко Н. Г., Фоменко В. Т. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе: монография. – Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 150 с.

Островская В. В. Экзистенциальный диалог как метод изучения авторского сознания в современной прозе на уроке литературы в старших классах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – № 12. – С. 38–42.

Погодин И. А. Теория и методология психотерапии, фокусированной на переживании: диалогово-феноменологический подход // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 3 (82). – С. 93-104.

Погорелов А. Г. Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 1998. – № 1 (7). – С. 48–54.

Ситников В. Л. Педагогика общей заботы – источник современной психологии командообразования // Российский гуманитарный журнал. – 2014. – Т. 3. – № 2. – С. 86–97.

Сулейманова Н. И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 5–1. – С. 156–162.

Суфиянов В. В. Диалог как педагогическая технология в смыслообразующем учебном контексте: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 24 с.

Шоган Е. В. Экзистенциальные диалоги как фактор ценностно-смыслового развития личности старшеклассника в образовательном пространстве школы: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2006. – 26 с.

Best B., Blake A., Varney J. Making Meaning: Learning through LogoVisual Thinking. – Cambridge: Chris Kington Publ., 2005.

Dervin B. Sense-Making's Journey from Metatheory to Methodology to Methods: An Example Using Information Seeking and Use as Research Focus // Sense-Making Methodology Reader. – Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003. – pp. 141–146.

Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning // Culture & Psychology. – 2001. – V. 7 (3). – pp. 243–281.

Klein G., Moon B., Hoffman R. Making Sense of Sensemaking 2: A Macrocognitive Model // Intelligent Systems (IEEE). – V. 21. – no. 5. – pp. 88–92.

Kolko J. Sensemaking and Framing: A Theoretical Reflection on Perspective in Design Synthesis // Proceedings of the 2010 DRS Montreal Conference. – Montréeal: Design Research Society, 2010.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.8

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх