Динамика этнической идентичности студентов коми-пермяков и русских в процессе обучения

Дмитрий С. Корниенко, Игорь В. Гайдамашко, Сергей Л. Кандыбович


Аннотация


В статье представлено исследование этнической идентичности и этноаффилиативных мотивов у студентов коми-пермяков и русских. Теоретико-методологическую основу составили представления об этнической идентичности Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко и В. Ю. Хотинец. Этническая идентичность рассматривается как представления и установки индивида относительно его этнической группы. По результатам ряда работ процесс обучения положительно сказывается на межэтническом взаимодействии, формируя взаимное принятие этносов. Проблемным вопросом для этнической идентичности коми-пермяков является усиление тенденции отхода от собственной этнической идентичности, вызванной стремлением принадлежать к более широкой или более привлекательной социальной, этнической группе. В статье рассматриваются динамика этнической идентичности у студентов коми-пермяков и русских в процессе обучения и анализ совместного влияния факторов этноса, курса обучения и пола. Выборку исследования составили студенты младших и старших курсов в количестве 273 человек. Для диагностики характеристик этнической идентичности использовалась методика опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). Статистические методы: сравнительный анализ, t-критерий и дисперсионный анализ.

Авторами установлено, что в процессе совместного обучения происходит снижение негативных характеристик этнической идентичности как у коми-пермяков, так и у русских студентов. Выявлено, что половые различия в этнопсихологических характеристиках проявились в том, что женщины демонстрируют более высокие показатели позитивной этнической идентичности. Результаты исследования имеют прикладное значение для формирования позитивных межэтнических отношений и идентичности.

Ключевые слова


идентичность; этническая идентичность; студенты; динамика; коми-пермяки; русские; межэтническое взаимодействие; обучение; этнос; межэтнические отношения

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Бублик М. М., Севостьянов Ю. О. Особенности этнической идентичности молодежи в образовательной среде: психосемантический подход к исследованию // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1 (55). – С. 119–124.

Ковалева Н. И. Социально-психологическое сопровождение адаптации представителей разных культуры в условиях образовательного учреждения // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 75–80.

Кочетков В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2012. – № 2. – С. 144–162.

Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 61–75. DOI: 10.17223/17267080/58/4

Кузьмин М. Ю., Конопак И. А. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов // Известия иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2014. – № 8. – С. 45–55.

Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 281 с.

Саакян О. С. Проблема этнической толерантности у студентов современных вузов // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. – № 5. – С. 78–85.

Склярова Д. В. Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.

Смакотина Н. Л., Хвыля-Олинтер Н. А. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки // Вестник московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2010. – № 2. – С. 59–79.

Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение / Отв. редактор Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1988. – С. 111–125.

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.

Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2009. – № 2. – С. 3–17.

Хотинец В. Ю., Мышкина С. А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. – № 6. – С. 60–75.

Чеботарева Е. Ю. Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. – № 1. – С. 22–28.

Шабаев Ю. П. Этносоциальные последствия объединения регионов (Из опыта формирования Пермского края) // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 64–71.

Шабаев Ю. П., Денисенко В. Н. Этносоциология в коми: становление, результаты, перспективы // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – С. 103–109.

Azmitia M., Syed M., Radmacher K. On the intersection of personal and social identities: Introduction and evidence from a longitudinal study of emerging adults // New directions for child and adolescent development: The intersections of personal and social identities / M. Azmitia, M. Syed, & K. Radmacher (Eds.). – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2008. – V. 120. – pp. 1–16.

Cross W. E. The psychology of nigrescence: Revising the Cross model // Handbook of multicultural counseling / G. Ponterotto, J. M. Casas, L. A. Suzuki, & C. M. Alexander (Eds.). – Thousand Oaks, CA: Sage, 1995. – pp. 93–122.

Grimm J., Schmidt P., Seethaler J., Huddy L. Dynamics of National Identity: Media and Societal Factors of What We Are. – New York: Routledge, 2016. – 382 p.

Istomin K. V., Shabaev Y. P. Izhma Komi and Komi-Permiak: Linguistic Barriers to Geographic and Ethnic Identity // Region: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. – 2016.

– V. 5. – no. 1. – pp. 53–74. DOI: 10.1353/reg.2016.0000

Jaspal R., Cinnirella M. The construction of ethnic identity: Insights from identity process theory // Ethnicities. – 2012. – pp. 503–530. DOI: 10.1177/1468796811432689

Jovanović B., Kačapor S. Role of education in developing inter-ethnic tolerance and cooperation // Teme. – 2016. – pp. 351–364.

Phinney J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. – 1990. – V. 108 (3). – pp. 499–514.

Syed M. Developing an integrated self: Academic and ethnic identities among ethnically-diverse college students // Developmental Psychology. – 2010. – no. 46. – pp. 1590–1604. doi:10.1037/a0020738

Umaña‐Taylor A. J. et al. Ethnic and racial identity during adolescence and into young adulthood: An integrated conceptualization // Child Development. – 2014. – V. 85. – no. 1. – pp. 21–39.

Verkuyten M. Further Conceptualizing Ethnic and Racial Identity Research: The Social Identity Approach and Its Dynamic Model // Child Development. – 2016. (in press)

Yip T., Cross W. E. A daily diary study of mental health and community involvement outcomes for three Chinese American social identities // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. – 2004. – V. 10 (4). – pp. 394–408. doi:10.1037/1099-9809.10.4.394




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.7

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх