Диалогизация и межпредметная интеграция содержания образовательного процесса как факторы развития одаренности школьника

Ирина С. Дышлюк, Ирина Ю. Каменева, Анна Е. Москаленко


Аннотация


В статье рассматривается актуальная проблема развития одаренности в рамках массовой школы, без отрыва одаренного ребенка от естественной микросреды. Основываясь на научном мнении об одаренности как интегральном личностном свойстве, авторы указывают на необходимость осуществлять педагогическую деятельность в контексте личностного развития школьников. В качестве значимого фактора развития одаренности учащихся выделяется содержание образовательного процесса, если оно имеет деятельностный, концептуальный, проблемный, личностно-смысловой характер и включает в себя личностный опыт учащихся. Одним из способов конструирования такого содержания являются диалогизация и межпредметная интеграция. Диалогизация учебного содержания выводит его на личностно-смысловой уровень, повышает градус проблемности и концептуальности. Учебные задачи в личностно-ориентированном образовательном процессе решаются как жизненно значимые для учеников, что повышает учебную мотивацию. Это, как правило, задачи, не имеющие однозначного, единственно верного решения. Именно такие задачи вызывают интерес одаренных.

Диалоговое содержание конструируется из компонентов, способных вступить в диалог, вследствие чего ему имманентно присущ деятельностный характер. Мощной развивающей силой обладают компоненты, представленные содержанием разных предметов или предметных областей, сопряжение которых осуществляется по принципу интеграции. Интегрированное содержание интенсифицирует предметное содержание, придает личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний, дает одаренным детям возможность использовать и развивать свойственные им гибкость, метафоричность, ассоциативность мышления. Интегрированное содержание способствует развитию системного и понятийного мышления. При достаточном уровне понятийного мышления происходит формирование межпредметных понятий.

Авторами особо подчеркивается значение диалогизации и интеграции учебного содержания для овладения метапредметным интеллектуальным инструментарием, для развития метапредметных способностей как насущной задачи современной российской школы.


Ключевые слова


одаренность; развитие одаренности; диалогизация; диалоговое содержание; межпредметная интеграция; интегрированное содержание; смыслы; смыслообразование; личностно-смысловая сфера; личностный опыт

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Абакумова И. В., Фоменко В. Т. Дидактический стандарт как метатехнология современного образования // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / Cост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. – М.: КРЕДО, 2014. – 430 с.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.

Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.

Бим-Бад Б. М. Антропологические основы образования // Официальный сайт Б. М. Бим-Бада. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95

Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности / Под редакцией В. Д. Шадрикова. – М., 2003.

Дышлюк И. С. Межпредметная интеграция средствами учебного предмета: концептуальная модель // Международный педагогический Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире». – 2004. – URL: http://www.oim.ru

Дышлюк И. С. Смысловое развитие учащихся средствами межпредметной интеграции // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 41–48.

Дышлюк И. С. Содержание образовательного процесса как фактор межпредметной интеграции. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2008. – 96 с.

Каменева И. Ю. Дидактические принципы диалогизации содержания образовательного процесса // Алдашова Е. Н., Атласов И. В., Батракова Т. С. и др. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – Кн. 25. – 467 с.

Каменева И. Ю. Психолого-педагогические особенности диалоговой ситуации в образовательном процессе // Российский психологический журнал. – 2015. – Т. 12. – № 3. – С. 40–49.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – C. 88–97.

Поливанова К. Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. – С. 19–30.

Попов А. А. Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа – вуз» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – № 1 (2). – С. 328–330.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // URL: http://base.garant.ru/70183566/

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) // URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/768/72768/50521

Ericsson K. A., Faivre I. A. What’s exceptional about exceptional abilities? // The exceptional brain / Ed. L. K. Obler, D. Fein. – New York, London: Guilford Press, 1988.

Mönks F. J. & Heller K. A. Identification and Programming of the Gifted and Talented // The International Encyclopedia of Education / T. Husén & T. N. Postlethwaite (Eds.). – Oxford: Pergamon, 1994. – V. 5. – pp. 2725–2732.

Renzulli J. S. The three-ring conception of giftedness: a developmental model for creative productivity // Conceptions of Giftedness / R. J. Sternberg & J. E. Davidson (Eds.). – New York: Cambridge University Press, 1986.

Tannenbaum A. J. Gifted children: psychological and educational perspectives. – N. Y.: Macmillan, 1983.

Tannenbaum A. J. Giftedness: a psychosocial approach // Conceptions of Giftedness / R. J. Sternberg & J. E. Davidson (Eds). – New York: Cambridge University Press, 1986. – pp. 21–52.

Terrasier J.-Ch. Dyssynchrony: uneven development // The psychology of gifted children / J. Freeman (Ed.). – Chichester: John Wiley & Sons, 1985. – pp. 265–274.

Winner E. Gifted children: myths and realities. – NY: Basic Books, 1996.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.6

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх