К проблеме взаимосвязи временной децентрации с самооценкой личности на этапах переживания психологического кризиса

Бэла А. Ясько, Любовь В. Тхагалижокова


Аннотация


В статье, на примере профессионально-личностного становления врача, проходит эмпирическую проверку гипотеза о возможности рассматривать временную децентрацию личности в качестве маркера «нормативного» или «сверхнормативного» кризиса, имеющего экзистенциальное содержание. Показано, что децентрация в прошлое маркирует кризис актуальной самореализации; отмечается его активность в молодые периоды профессионально-личностного становления субъекта. Дополнена сложившаяся в психологии интерпретация содержательных характеристик нормативных кризисов оптации и кризиса «третьего курса»: снижение актуальной самооценки, стремление сохранить душевное равновесие эго-защитой по типу реактивных образований в виде завышенного оценивания переживания счастья в прошлом, подростково-детском периоде жизни – в переживании кризиса оптации; оценивание текущего периода жизни как мало успешного, с компенсацией кризисных переживаний завышенной оценкой самореализации в предыдущих жизненных периодах – в переживании кризиса «третьего курса».

Децентрация в будущее обосновывается как отражение сверхнормативного кризиса нереализованности. Личность обнаруживает слабо сформированные способности компетентного бытия во времени, в будущем надеется удовлетворить притязания, отраженные в максимально высоких показателях по всем компонентам самооценки «Я в будущем».

Центрация «в настоящее» рассматривается как тип психологического времени, свойственный субъекту в наиболее активные этапы жизни. Переживание психологического времени личностью, центрированной в актуальные жизненные смыслы и ценности, позитивно, не содержит переоценивания достижений прожитого периода жизни или завышенных ожиданий от будущего.

Выделен феномен регрессии ориентации во времени в зрелые периоды жизни. Делается предположение о возможной связи установленного парадокса с изменением структуры смысложизненных ориентаций, ценностей и движущих мотивов. Отмечается, что данное предположение, как и гипотеза о наличии внутренних ресурсов для преодоления кризиса «третьего курса» студентами, сформировавшими удовлетворительный уровень компетентности во времени, подлежат проверке на следующих этапах исследования обозначенной проблемы.


Ключевые слова


временная децентрация; самооценка; компетентность во времени; психологический кризис; нормативный кризис; сверхнормативный кризис; кризис оптации; кризис «третьего курса»; кризис актуальной самореализации; кризис нереализованности

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Абульханова-Славская К. А. Время личности. Время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3–19.

Анцыферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техника» ее бытия // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 2. – С. 8–17.

Болотова А. К. Прикладная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

Болотова А. К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М.: Изд-во МПСИ, 1994. – С. 47–62.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Изд. 2-е, испр. и доп. – М., Смысл, 2008.

Ерофеева Т. Н. Социально-психологические детерминанты восприятия времени: дисс. … канд. психол. наук. – Самара, 2006.

Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–45.

Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–66.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

Миронова Е. Р. Психологические детерминанты профессионально-личностного самоопределения врача-руководителя: дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2005.

Носкова О. Г., Ясько Б. А. О кризисах профессионально-личностного развития врача // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». – 2004. – № 2. – С. 21–30.

Рубинштейн С. Л. Психология Шпрангера как наука о духе. – М., 2007. – URL: http://www.ww.marsexx.ru/shpranger.html

Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Академия, 2002.

Чистилин А. Н. Личностная обусловленность содержания свободного времени: дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2004. – 168 с.

Широкая М. Ю. Личность как субъект организации времени своей жизни // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2008. – № 3. – С. 136–139.

Ясько Б. А. Психология личности и труда врача: курс лекций. – Ростов н/Д, 2005.

Cottle T. J. Perceiving time: a psychological study with men and women. – New York: Wiley, 1976.

Dawson K. Effects of temporal speed instruction on temporal length judgment // Perceptual and motor skills. – 1994. – V. 78. – pp. 737–738.

Gallant R., Fidler T., Dawson K. A. Subjective time estimation and age // Perceptual and motor skills. – 1991. – V. 72. – pp. 1275–1280.

Hale C. S. Time Dimensions and the Subjective Experience of Time // J. of Humanistic Psychol. – 1993. – V. 33. – pp. 88–105.

Weinstein N. D. Unrealistic optimism about future life events // J. of Pers. And Soc. Psychol. – 1980. – V. 39. – no. 5. – pp. 71–74.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.5

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх