Семья в структуре ценностей молодежи

Артур А. Реан


Аннотация


В статье подчеркивается противоречие между высокой значимостью семьи в структуре ценностей молодежи и большим количеством разводов именно среди молодежи. При анализе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, проведенного в восьми регионах разных федеральных округов России. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. Выборку составили респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей.

Показано, что в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. Установлено, кроме того, что подавляющее число респондентов считает наличие семьи обязательным условием счастья. Установлено также, что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи. Но только треть опрошенных полагает при этом, что это можно сделать с помощью преподавания специального курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах. Показано, что для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Показано, что репродуктивные установки молодежи преимущественно связаны с наличием в будущем двух-трех детей, что не соответствует современной реальной демографической статистике. Выявлено, что более половины респондентов одобрительно относятся к гражданским бракам. Вместе с тем, к рождению детей вне брака отношение молодежи менее терпимое. Установлено, что наибольшее влияние на молодежь в процессе их взросления оказывает мать. Отцы, занимая второе место, проигрывают матерям с большим разрывом. Выявлено, что обобщенные портреты матери и отца оказались полностью положительными. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Общие качества, которые попали в первую десятку наиболее популярных в описаниях как отца, так и матери, следующие: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.

Ключевые слова


семья; ценности; отношение к семье; браки; разводы; репродуктивные установки; портреты родителей; роль отца; семейная подготовка; семьеведение

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб., 2014.

Диккенс Ч. Жизнь и приключения Николаса Никльби // Диккенс Ч. Собрание сочинений. – Т. 6. – М., 1958.

Кайл Р. (Kail R.) Тайны психики ребенка. – М., 2002.

Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.

Конан Дойл А. Письма // Биография. – 2012. – № 9. – С. 74.

Крайг Г. (Craig G.) Психология развития. – СПб., 2000.

Кухтевич Т. Н. Молодежь России – 97: мозаика рубежа века // Молодежь-97: надежды и разочарования. – М., 1997. – С. 6–15.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – М., 2015.

Реан А. А. Психология личности. – СПб., 2013.

Реан А. А., Москвичева Н. Л. Подросток и семья // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2007. – С. 203–233.

Ремшмидт Х. (Remschmidt H.) Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

Росстат, Россия в цифрах, 2015 // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/05-07.htm

Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – С. 37–43.

Семья и родительство в современной России. – М., 2009.

Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – М., 2010.

Собкин В. С., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. – М., 1998.

Ясюкова Л. А. Сравнительный анализ жизненных ценностей старшеклассников и их родителей // Преемственность поколений: диалог культур. – СПб., 1996. – С. 112–113.

Parke R. D., Buriel R. Socialization in the family: Ethnic and ecological perspectives // Handbook of child psychology / W. Damon (Ed.). – V. 3. – New York, 1998.

Specht W. (Hg). Die Gefahrliche strasse. Jugendkonflikte und Stadtteilarbeit. – Bielefeld, 1991.

Thornton A. Changing attitudes toward family issues in the United States // Journal of Marriage and the Family. – 1989. – 51. – pp. 873–893.

Understanding aggressive behavior in children. – New York, 1996.

Whitbourne S. K. The me I know: A study of adult development. – New York, 1986.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.4

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх