Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи

Наталья Г. Брюхова, Светлана В. Агафонова


Аннотация


Статья посвящена решению проблемы преодоления нравственного кризиса в современном обществе путем исследования особенностей развития у молодых людей человечности и креативности в процессе нравственного развития. Человечность рассматривается как проявление нравственности.

В статье показано, что признаки самоактуализирующейся личности с позиций зарубежной гуманистической психологии не во всем соответствуют требованиям, предъявляемым к нравственной личности с позиций отечественной психологии. Авторами статьи проанализированы и продемонстрированы различия в подходах к рассмотрению понятий «человечность» и «креативность» с данных позиций.

Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в течение 2012–2016 гг. на выборке объемом 992 человека. Выявлено, что у молодых людей человечность и креативность развиты на среднем уровне. При этом у обучающихся и начинающих специалистов психолого-педагогического направления (особенно у девушек), в сравнении с другими выборками, слабо развиты как функции «добра», так и «зла». Следовательно, для формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов и психологов необходимо особые усилия направлять на их нравственное развитие, на обучение их совершению нравственного выбора между добром и злом.

Получены данные об отрицательной корреляции у молодежи креативности как проявления самоактуализации с «добром» и «коэффициентом человечности» и положительной корреляции со «злом». Развитие креативности у молодежи приводит к снижению уровня ее нравственного развития по показателю человечности.

В статье на основании проведенного теоретического анализа и масштабного эмпирического исследования взаимосвязи развития человечности и креативности обоснована необходимость критического отношения к положениям зарубежной гуманистической психологии в части их противоречия реализации человеком в ходе своей жизнедеятельности непреходящих общечеловеческих нравственных принципов и норм.

В процессе сопровождения личностного развития молодежи необходимо формировать у молодых людей умение оценивать происходящее по критериям человечности как проявления нравственности, основывающейся на непреходящих общечеловеческих принципах.

Ключевые слова


человечность; добро; зло; гуманистическая психология; креативность; творчество; самоактуализирующаяся личность; нравственное развитие; нравственный выбор; молодежь

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Аверьянова Г. А. К вопросу об истории развития понятия творчества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2016. – № 3–2 (59). – С. 4–11. – URL: http://ej.soc-journal.ru/archive/3-22016.pdf

Агафонова С. В. Исследование проблем нравственного развития личности в возрастном периоде «ранняя взрослость» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 3 (35). – URL: http://www.scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=40

Агафонова С. В. Особенности связи мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного выбора и уровнем нравственного развития человека // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2015. – № 6. – С. 8–28.

Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. – С. 20–21.

Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, Академия, 2007. – 528 с.

Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК., 2003. – URL: http://www.psyoffice.ru/5-psychology-1001.htm

Брюхова Н. Г. Нравственное развитие человека в психолого-акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути // Научно-практический журнал «Акмеология». – 2014. – № S1–2. – С. 48–50.

Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal. – 2015. – № 7. – С. 289–301.

Веселова Е. К. Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы // Образовательные технологии. Технологии и практика обучения. – М., 2015. – № 1. – С. 89–117.

Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. – М: Изд-во Института психологии РАН, 2004. – 312 с.

Гозман Л. Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 43 с.

Еремина Л. И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – № 1. – С. 42–47.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственная элита в современном российском обществе: социально-психологический аспект // Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. – С. 209–236.

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

Красило А. И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 504 с.

Маслоу А. Психология бытия. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 1997. – 300 с.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: дисс. … д. психол. наук. – Курган, 2009. – 343 с.

Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008. – 240 с.

Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. – 480 с.

Психология профессионального роста: факторы и закономерности: монография / Н. Г. Брюхова, М. Ю. Виноградская, Н. В. Гуремина и др. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 129–178.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 478 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. (и автор вступительной статьи) Е. В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – С. 373–377.

Сучкова Т. В. Нравственная сфера личности студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности: дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2008. – 171 с.

Франкл В. По ту сторону самореализации и самовыражения // Психотерапия и экзистенциализм: избранные работы по логотерапии. – М.: Изд-во Института общегуманитарных исследований, 2015. – 192 с.

Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. – 656 с. – URL: http://fictionbook.ru/static/trials/09/41/37/09413787.a6.pdf

Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. – С. 177–208.

Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates’ development in the educational process from the perspective of competency-based approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – V. 214. – pp. 479–486. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.732

Barnett M. D., Deutsch J. T. Humanism, authenticity, and humor: Being, being real, and being funny // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 91. – pp. 107–112. DOI: 10.1016/j.paid.2015.12.004

Duff J., Rubenstein C., Prilleltensky I. Wellness and fairness: Two core values for humanistic psychology // Humanistic Psychologist. – 2016. – V. 44. – I. 2. – pp. 127–141. DOI: 10.1037/hum0000020

Frankl V. The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy // Psychotherapy and Existentialism. Selected Papers on Logotherapy. – New York: Plume press, 1969. – 181 p.

Heffernan G. The Phenomenon Happiness: Prolegomena to a Phenomenological Description // Humanistic Psychologist. – 2014. – V. 42. – I. 3. – pp. 249–267. DOI: 10.1080/08873267.2014.929873

Helminiak D. A. Advocating truth but respecting diversity: Resolving the contemporary “paradox” // Humanistic Psychologist. – 2016. – V. 44. – I. 4. – pp. 355–365. DOI: 10.1037/hum0000040

Koydemir S., Şimşek Ö. F., Demir M. Pathways from Personality to Happiness: Sense of Uniqueness as a Mediator // Journal of Humanistic Psychology. – 2014. – V. 54. – I. 3. – pp. 314–335. DOI: 10.1177/0022167813501226

Lemberger M. E., Lemberger-Truelove T. L. Bases for a More Socially Just Humanistic Praxis // Journal of Humanistic Psychology. – 2016. – V. 56. – I. 6. – pp. 571–580. DOI: 10.1177/0022167816652750

Maslow A. H. Motivation and Personality. – New York: Harper & Bros., 1954 (Rev. ed., 1970.). – 411 p.

Robbins B. D. The Heart of Humanistic Psychology: Human Dignity Disclosed Through a Hermeneutic of Love // Journal of Humanistic Psychology. – 2015. – V. 56. – I. 3. – pp. 223–237. DOI: 10.1177/0022167815591408

Rogers C. Freedom to learn: a view of what education might become. – Columbus, OH: Charles Merrill, 1969. – 358 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.3

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх