Особенности самоотношения студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, в связи с самовосприятием физической и эстетической модальностей Я-образа

Каринэ А. Бабиянц, Елена В. Коломийченко, Ислам С. Хажуев


Аннотация


Статья посвящена исследованию психологических особенностей самоотношения у студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом. Рассматриваются особенности самовосприятия у студентов, занимающихся гендерно специфичными и гендерно неспецифичными видами спорта посредством таких категорий Я-образа, как Я-физическое и Я-эстетическое. Доказывается влияние телесного восприятия Я-образа на формирование самоотношения студентов в период обучения в вузе.

В статье излагается актуальность исследования самоотношения студентов в период раннего молодого возраста, поскольку этот период характеризуется активным межличностным взаимодействием, поиском своего места в мире и вхождением в систему общественного воспроизводства, формированием социально-нравственных оценок, уровнем социальной адаптивности посредством спортивной деятельности.

В теоретической части статьи раскрываются основные точки зрения на проблему самоотношения в целом и, в частности, подходы различных отечественных и зарубежных авторов на развитие самоотношения у студентов; отмечается влияние телесного восприятия на самоотношение у студентов, которые занимаются гендерно специфичным и гендерно неспецифичным видами спорта, то, как влияет спортивная специализация на эго-идентичность личности.

В ходе эмпирического исследования раскрываются основные закономерности самоотношения студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, связанные с самовосприятием физической и эстетической модальностей Я-образа, соотношения личностных качеств и таких показателей, как гендерная идентичность, социальная адаптивность, модальности Я-концепции.

Приводятся результаты статистического анализа, подтверждающего достоверность проведенных исследований и правомерность сделанных выводов. В конце статьи делаются обобщающие выводы, которые дают возможность говорить о практической значимости и перспективах исследования. В качестве методического инструментария используются опросник С. Бем на гендерную идентичность, тест двадцати утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартленда, методика «МИС» С. Р. Пантилеева, методика «СПА» К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого, тест «ДМО» Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик, авторский опросник Е. В. Коломийченко «Ваше отношение к спорту» для студентов, по-разному вовлеченных в спортивную деятельность, и опросники-самоописания «Я-физическое» и «Я-эстетическое».

Объектом исследования выступили студенты гуманитарных и естественнонаучных факультетов Южного федерального университета, в количестве 109 человек: 60 девушек и 49 юношей в возрасте от 18 до 22 лет, занимающихся и не занимающихся спортом; при этом учитывалось занятие гендерно специфичным и гендерно неспецифичным видами спорта.


Ключевые слова


самоотношение; индивидуальные особенности; студенты; молодежь; Я-образ; Я-концепция; физическое Я; эстетическое Я; идентичность; маскулинность; фемининность; андрогинность; спорт; адаптация

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Аварханов М. А. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в процессе физического воспитания // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов / Под ред. Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – С. 6–8.

Акчурин Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 2. – С. 31–37.

Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. – М.: АСТ, 2007. – С. 222–235.

Бабиянц К. А., Мануйлова О. В. Формирование когнитивного аспекта самосознания молодежи по средствам развития рефлексии в фрустрирующей ситуации // Международный форум по когнитивному моделированию (IFCM–2013), Милано-Мариттима. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. – С. 251–255.

Багадирова С. К., Юрина А. А. Материалы к курсу «Психология личности»: учебное пособие: в 2-х ч. – М.: Директ-Медиа, 2014. – Ч. 2. – 172 с.

Буренкова Е. В. Образ Я как оценка собственной внешности девушками 17–18 лет. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2008. – С. 8.

Волкова Т. Г. Психология самосознания: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 296 с.

Иванова В. В. Общие вопросы самосознания личности. – М.: Прометей, 2014. – 152 с.

Иващук О. Ф. «Я» как понятийная форма. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 313 с.

Касьяник Е. Л., Макеева Е. С. Психологическая диагностика самосознания личности. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.

Кибальченко И. А., Кондракова Н. В. Изучение потенциальных ресурсов у студентов в аспекте саморазвития, самоорганизации и самоопределения молодежи // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. – Т. 3. – С. 52.

Коломийченко Е. В. Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 16. – С. 268–272.

Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования / Под ред. И. Жеребкиной. – Харьков, 2001.

Корнилова А. П., Якобсон С. Г., Морева Г. И., Шарай Т. П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности. – П.: Изд-во ПГУ, 2008. – С. 91.

Кухтерина А. Н. Латентная иерархия мотивов участия студенческой молодежи в спортивной деятельности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов / Под ред. Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – С. 143–144.

Леви Т. С. Отношение к телу в структуре самоотношения // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 72–75.

Мануйлова О. В. Индивидуальная профильная асимметрия как показатель результативности спортивной деятельности в гребле на каноэ // Материалы XXXVII научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ, 20–21 апреля. – М.: КРЕДО, 2009. – С. 342–343.

Новицкая М. С. Психологические аспекты танцевального спорта в системе спортивной подготовки // Психология обучения. – 2014. – № 7. – С. 87–93.

Психология телесности / Под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. – М., 2011. – 731 с.

Потехина Л. М., Ганченко Н. М., Чумакова З. В. Волейбол как средство развития коммуникативных способностей // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов. – М.: Прометей, 2013. – С. 187–190.

Трусова Н. В., Бараборкина Л. Н., Сапего А. В., Козырева Е. В. Техническая подготовка игроков в женском футболе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 2. – № 4 (60). – С. 91–95.

Уляева Л. Г. Я-физическое в структуре самосознания. – М., 2012. – 234 с.

Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и феминных видах спорта: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2003. – 20 с.

Abbott B. D., Barber B. L. Differences in functional and aesthetic body image between sedentary girls and girls involved in sports and physical activity: Does sport type make a difference? // Psychology of Sport and Exercise Journal. – 2011. – no. 12. – pp. 333–342.

Maro C., Roberts G. Gender differences on cognitive, motivation and affective responses within Tanzanian physical education context. An achievement goal approach // Athens 2004: Pre-olympic Congress. Sport Science Through the Ages: Challenges in the New Millennium. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – URL: http://cev.org.br/biblioteca/gender-differences-on-cognitive-motivational-and-affective-responses-within-tanzanian-physical-education-context-an-achievement-goal-approach

McDougal J. Participation in sport and sex discrimination // 2004 Pre-Olympic Congress. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – p. 136.

Monterio Gaspar M. J., Amaral T. F., Oliveira B. M. P. M., Borges N. Protective effect of physical activity on dissatisfaction with body image in children – A cross-sectional study // Psychology of Sport and Exercise Journal. – 2011. – no. 12. – pр. 563–569.

Pfister G. Gender, sport and health – changing discourses // 2004 Pre-Olympic Congress. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – pp. 124–125.

Popovic R., Kocic J., Herodek K., Muratidou E., Damjanovska M. Barriers to women participation in sport and recreation from perspective of underprivileged and developed countries // 2004 Pre-Olympic Congress. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – p. 494.

Tosunidis A., Pappas C., Zarotis G. Sex characteristics of motives in university sport and fitness center // 2004 Pre-Olympic Congress. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – p. 15.

Volkwein-Caplan K. A. E. Homophobia in women's sport // 2004 Pre-Olympic Congress. – Thessaloniki, 2004. – V. 1. – pр. 124–164.




DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.1.2

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий

Вверх